Приложение к приказу №99 от 09.09.2022 Положение о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологии при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами 1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение регулирует применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - Положение) при освоении обучающимися адаптированных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов в МБОУ «Шахтёрская средняя школа №19» (далее - Школа). 1.2 Настоящее Положение применяется при организации образовательного процесса по адаптированным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов, обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану (находящихся на индивидуальном обучении на дому, в медицинском учреждении, обучающихся, временно находящихся в другом от основного места проживания в городе: участие в спортивных соревнованиях, конкурсах, командировка родителей, вынужденная эвакуация и т.д.) с целью обеспечения доступности образования 1.3 Положение разработано в соответствии: - с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» (с изменениями) (далее – Закон); - Государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022 №21-НП, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики от 05.04.2022, регистрационный №5053; - Государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022 №22-НП, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики от 05.04.2022 регистрационный №5054; - Государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённым Приказом от 07.08.2020 №121-НП, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики от 13.08.2020, регистрационный №4001 (с изменениями); - Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 №123-НП, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13.08.2020, регистрационный номер №4003 (с изменениями); - Примерной основной образовательной программой начального общего образования, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.07.2022 №571; - Примерной основной образовательной программой основного общего образования, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.07.2022 №586; - Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021 №682; - Примерными адаптированными основными общеобразовательными программами, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 09.08.2022 № 689; - Примерными учебными планами среднего общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждёнными Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.08.2022 №4101/06.1 - 28; - Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2022 г. № 704 «Об организации образовательной деятельности в организациях Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2022-2023 учебном году»; - Методическими рекомендациями по реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, очно-заочного формата обучения (письмо МОН ДНР от 27.08.2022 № 4231/06.1-28); - Методическими рекомендациями по реализации общеобразовательных программ в условиях временных ограничений осуществления образовательного процесса в очном формате (письмо МОН ДНР от 27.08.2022 № 4232/06.1-28); - Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучающихся 1-х классов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; - Методическими рекомендациями по реализации механизма освоения базовых блоков по всем учебным предметам для повторения в переводных классах в 2022-2023 учебном году (Приказ МОН ДНР от 05.04.2022 № 239); - Методические рекомендации об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью (Приказ МОН ДНР от 25.08.2022 №4166/06.1 – 28); - Методическими рекомендациями по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения дистанционных образовательных технологий (Приказ МОН ДНР от 31.08.2022 №4343/06.1 – 28); - локальными нормативными актами школы. Дистанционное обучение в настоящем Положении понимается как технология организации учебного процесса, реализуемая в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников через открытые каналы доступа (прежде всего Интернет). Электронное обучение – это реализация образовательных программ с использованием информационно - образовательных ресурсов, информационно- коммуникационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информационно-образовательный ресурсов, не требующая непосредственного взаимодействия обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий не является самостоятельной отдельной формой образования и может реализовываться комплексно с традиционной (очно-заочной), семейной, экстернатом и другими формами получения образования, предусмотренными законом «Об образовании» Донецкой Народной Республики. 1.4. Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий не является альтернативой традиционным способам получения знаний и при необходимости может реализовываться в сочетании с другими образовательными технологиями (при обучении учащихся с ограниченными возможностями обучение с использованием дистанционных технологий может сочетаться с индивидуальными занятиями с обучающимися на дому, в школе, в медицинском учреждении и т.д). При этом объем часов, определенный для конкретного обучающегося с ОВЗ, ребёнка-инвалида не должен превышать нормативы. Право на обучение по адаптированным общеобразовательным программам с использованием дистанционных технологий имеют дети с ОВЗ, дети-инвалиды, обучающиеся по индивидуальному учебному плану, обучающиеся, находящиеся на индивидуальном обучении на дому, обучающихся, временно находящихся в другом от основного места проживания городе (участие в спортивных соревнованиях, командировке родителей, длительном лечении, вынужденной эвакуации и т.д). Обучение по адаптированным общеобразовательным программам с использованием электронного обучения может быть реализовано для заочной формы обучения, обучающихся во время карантина, экстернов и в случае переноса занятий в предпраздничные дни для самостоятельного освоения обучающимися учебного плана. 2. Цели и задачи 2.1. Целью применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий является обеспечение доступности образования, повышение его качества. 2.2. Главными задачами применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в системе непрерывного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов; повышение качества образования учащихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями; предоставление учащимся возможности освоения адаптированных общеобразовательных программ непосредственно в школе, по месту жительства или места его временного пребывания; создание условий для более полного удовлетворения потребностей учащихся в области образования без отрыва от основной учёбы. 3. Организация образовательного процесса с использованием электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий 3.1. При организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обучающимся с ОВЗ и по состоянию здоровья обучающимся по индивидуальному учебному плану, родителям необходимо предоставить заявление и медицинскую справку, подтверждающую возможность использования компьютера как средства обучения в соответствии с диагнозом и особенностями протекания заболевания. 3.2. Зачисление обучающегося на обучение по адаптированным образовательным программам с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий оформляется приказом директора школы. 3.3. Организация образовательного процесса по адаптированным образовательным программам регламентируется индивидуальным учебным планом (индивидуальным образовательным маршрутом), количеством часов, определенных для индивидуального обучения, календарным графиком и расписанием занятий. 3.4. В структуру обучения в дистанционном режиме должны быть включены следующие элементы: ознакомительно-разъяснительная работа (знакомство учащихся и их родителей (законных представителей) с целями, задачами, особенностями и возможностями дистанционного обучения); технологическая подготовка (обучение родителей (законных представителей) и учащихся первичным навыкам работы в Интернете (при необходимости) и работе в оболочке дистанционного обучения. информационная поддержка (знакомство обучающихся с ОВЗ и родителей (законных представителей) с информационными источниками по конкретным предметам. изучение курсов (освоение индивидуального образовательного маршрута, самостоятельная работа обучающегося с информационными источниками, консультирование, промежуточная аттестация и контроль текущей учебной деятельности обучающихся – по мере освоения конкретныхтем курса). текущий контроль знаний (оценка результатов освоения отдельных тем, учебных курсов) 3.5. При дистанционном обучении обучающийся с ОВЗ, ребёнок-инвалид и учитель взаимодействуют в учебном процессе в следующих режимах: синхронно, используя средства коммуникации и одновременно взаимодействуя друг с другом (online); асинхронно, когда учащийся выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline), а учитель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности. Система дистанционного обучения может использовать либо обе формы взаимодействия (параллельную и последовательную), либо одну из них. Выбор формы определяется конкретными видами занятий, объемом курса и техническими возможностями образовательного учреждения и обучающегося с ОВЗ, ребёнка-инвалида. 3.6. Текущий контроль знаний обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в процессе освоения ими учебных курсов проводится по разделам адаптированной общеобразовательной программы (изученным темам). Форма текущего контроля знаний по итогам изучения каждого раздела учебной программы, определяется непосредственно программой. Данные текущего контроля заносятся в журнал. 3.7.Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в дистанционном режиме проводится при обучении по адаптированной общеобразовательной программе. Положение о промежуточной аттестации обучающихся в дистанционном режиме разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно и утверждается Педагогическим советом школы. 3.8.Учащимся с ОВЗ, детям-инвалидам, не прошедшим промежуточную аттестацию, назначается повторная аттестация. 3.9. Государственная (итоговая) аттестация является обязательной для получающих образование с использованием технологий дистанционного обучения и проводится в полном соответствии с действующей нормативно – правовой базой. 3.10. Перевод обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в следующий класс производится в соответствии с Законом ДНР «Об образовании». 3.11. Формы дистанционных образовательных технологий могут быть реализованы посредством: Интернет ресурса e-mail; дистанционные конкурсы, олимпиады; видеоконференции; on-line тестирование; Интернет-уроки; домашнее обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; онлайн (социальные сети); облачные сервисы; системная платформа дистанционного обучения для организации он-лайн обучения. 3.12. В обучении с применением дистанционных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов: - подготовка к олимпиадам; - консультация; - семинар; - практическое занятие; - контрольная работа; - самостоятельная работа; - учебно-исследовательская работа. 3.13. Самостоятельная работа обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов по адаптированным общеобразовательным программам может включать следующие организационные формы (элементы) электронного и дистанционногообучения: - работа с электронным ресурсом; - просмотр видео-лекций; - компьютерное тестирование. . 3.14.Технология дистанционного образования может быть использована в процессе обучения одного обучающихся с ОВЗ, ребёнка-инвалида или группы обучающихся общей нозологии, предусмотренной адаптированной общеобразовательной программой. 4. Техническое обеспечение использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в работе с обучающимися с ОВЗ, детей-инвалидов 4.1. Учебный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обеспечивается: - индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных электронных образовательных ресурсов; - обратной связью со всеми участниками образовательного процесса; - программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников образовательного процесса; - локальной сетью с выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам. 4.2. Административные, педагогические работники, а также работники, реализующие образовательной процесс по адаптированным общеобразовательным программам с использованием технологий дистанционного обучения, должны иметь уровень подготовки в следующих областях: - методика использования дистанционных технологий в образовательном процессе; - начальный уровень компьютерной грамотности (MS Word, MS Excel, MS Power Point); - навыки работы Интернет (электронная почта, поиск информации, платформ онлайн – общественных систем); - навыки работы используемой оболочки дистанционного обучения. 5. Порядок и формы доступа к используемой электронной информационно - образовательной среде. 5.1. При реализации адаптированных общеобразовательных программ с применением электронного обучения Школа обеспечивает доступ учащихся, независимо от места их нахождения, к электронной информационнообразовательной среде, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, необходимых и достаточных для организации опосредованного обмена информацией между обучающимся с педагогическим работником. 5.2. В процессе обучения возможно взаимодействие обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов (учебный проект или иные виды учебной деятельности), которое осуществляется в синхронном и асинхронном режиме. 5.3. Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности: Вид учебной деятельности Установочные занятия Самостоятельное изучение материала Консультирование Углубление профильного материала Подготовка к ГИА Контроль Форма, режим Этап изучения материала Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline) Заочная, на основе рекомендованных Информационных источников (режим online или offline) Индивидуально или в группе, в режиме online или offline Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса Во время карантина или переноса учебных занятий Заочная, на основе рекомендованных информационных источников Индивидуально или в группе, в режиме online или offline. Заочная, на основе рекомендованных информационных источников Заочно (в режиме online или offline) В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося. В процессе закрепления материала учебных курсов В процессе закрепления и проверки материала учебных курсов По завершении отдельных тем или курса в целом 5.4. При электронном обучении обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам используются специализированные ресурсы Интернет, предназначенные для обучения Платформа Новой Школы Библиотека МЭШ Фоксфорд Библиотека видео-уроков школьной программы решу ОГЭ, решу ЕГЭ, МетаШкола, Учи.ру, Глобальная школьная лаборатория Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 5.5. При электронном обучении по адаптированным общеобразовательным программам обучающихся с нарушениями слуха (слабослышащих, глухих и позднооглохших) используются специализированные ресурсы Интернет, предназначенные для обучения: - проведение уроков на платформе Skype (платформа позволяет общаться в режиме реального времени, даёт возможность выслушать ответ, оценить ученика, построить диалог); - использование сервисов, построенных на основе чат-технологий; -проведение виртуальных экскурсий, сопровождающихся текстовым описанием экспонатов; - подбираются упражнения на аудионосителях; 5.6. При электронном обучении по адаптированным общеобразовательным программам обучающихся с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) используются специализированные ресурсы Интернет, предназначенные для обучения: - подбираются упражнения на аудио- и видео-носителях; - обязательное сопровождение словесными объяснениями ситуаций, обстановки, поведения героев при просмотре визуального контента; - обеспечение комфортного цвета фона экрана монитора (голубовато-серого или зеленовато-жёлтого); - одновременное использование не более трёх цветов; 5.7. При электронном обучении по адаптированным общеобразовательным программам обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее - ТНР) следует придерживаться: - учёта особенностей звуковой и смысловой стороны речи обучающихся с ТНР; - реализации коррекционной направленности в процессе учебных занятий; - использования различных форм дистанционного обучения (чат-занятие, вебзанятие, телеконференция) и разнообразных способов передачи информации (электронная почта, сайт, электронный ресурс); - тщательного отбора учебного материала с учётом особенностей речевого развития обучающихся – состояния фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, умения использовать свои языковые средства в процессе коммуникации; - учёта особенностей неречевых процессов данной категории детей (недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, произвольность поведения, пониженная познавательная активность в области языковых средств, неустойчивость внимания, недостаточная способность к переключению, сниженная работоспособность, повышенная психическая истощаемость, трудности проявления волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы); - постепенного введения новой информации, многократного повторения информации – возврата к ранее изученному материалу; 5.8. При электронном обучении по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) следует осуществлять: - предоставлять большее количество времени для выполнения письменных работ, использование в качестве альтернативного варианта ответа в устной форме; - индивидуальный подбор объёма заданий; - использование схем, рисунков, картинок и других наглядных материалов; 5.9. При электронном обучении по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) следует обращать внимание на: - предоставление обучающимся с ЗПР коррекционно-развивающей помощи и обеспечение условий для проведения курсов коррекционно-развивающей области и индивидуальных коррекционных занятий в соответствии индивидуальным учебным планом; - размещение материалов, необходимых для занятий, инструкций к заданиям и упражнениям, памяток, ссылок на другие ресурсы или файлы; - проведение онлайн-консультирования родителей обучающихся по вопросам прохождения коррекционно-развивающих курсов и оказания психологической поддержки. 5.10. При электронном обучении по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) предоставить возможность: - обеспечения личного контакта самого ребёнка с учителем, педагогомпсихологом; - личных консультаций родителям (законным представителям), режима занятий с обучающимися и согласования его; - обеспечение родителям (законным представителям) методической поддержки в ходе проведения учебных занятий; - поддержание контакта с родителями (законными представителями) контакта путём организации общения в чате, в социальных сетях; 5.11. При электронном обучении по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предоставить возможность: - составления расписания онлайн-занятий, онлайн-консультаций с обучающимися и их родителями (законными представителями); - разработки индивидуальных заданий с учётом варианта образовательной программы, особых индивидуальных образовательных потребностей; - соблюдения внешних границ занятия: его точное начало и точное окончание, предусмотрительности к внештатным ситуациям; - соблюдения внутреннего распорядка занятия: разделение его на этапы; постановка для каждого этапа конкретной цели; - соблюдения дидактических принципов обучения: наглядности, опоры на изученный материал, доступности, последовательности, систематичности, индивидуального и дифференцированного подхода; - осуществления рефлексии занятия; - информировании родителей (законных представителей) о необходимости их присутствия на занятиях, обеспечения с их стороны технической части урока и контроля учебного поведения ребёнка. Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой адаптированной образовательной программе. Школа не берет на себя обязательств по обеспечению обучающихся аппаратно-программными средствами. Участниками образовательного процесса при реализации электронного обучения являются следующие субъекты: работники школы (административные, педагогические, инженернотехнические работники); обучающиеся; родители (законные представители) обучающихся. 6. В процессе дистанционного обучения и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий все участники образовательного процесса несут ответственность в пределах своей компетентности. 6.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ШКОЛЫ: за создание условий, соответствующих требованиям настоящего Положения; за обеспечение обучающихся информационными ресурсами; за обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами, прошедшими специализированное обучение в области использования дистанционных технологий в образовательной деятельности с детьми -инвалидами или с ОВЗ; за предоставление грамотного материала для электронного обучения; за соответствие реализуемых адаптированных общеобразовательных программ государственным образовательным стандартам; за выполнение образовательных программ и соблюдение педагогами графика (расписания) учебных занятий; за организацию сопровождения обучающихся и их родителей (законных представителей) в процессе обучения с использованием дистанционных технологий. 6.2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ): за обеспечение контроля выполнения ребенком учебного графика и заданий; за сохранность и целевое использование предоставленного оборудования (при наличии) в рамках дистанционного обучения детейинвалидов или с ОВЗ. 6.3.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ: за выполнение учебных требований.